iDance.ru
ПОИСК НАЙТИ
iDance.ru - настоящее интернет-издание о современных танцах
ГлавнаяВсе статьиФорумЧатСсылкиКонтактыКарта сайта Новые статьи
Афиша
Школы танцев
Онлайн консультация
Онлайн школа
Танцевальные стили
Музыкальные стили
Интервью
Фото
Стафф
Пригласить друга
E-mail друга
Проекты iDance

Стань звездой iDance!

Пишущие школы танца

Конкурсы школ танца




11.02.05

Статьи / Танцевальные стили / Танец живота

Комментарии к статье (0)

КАК НАЗЫВАТЬ ЭТОТ ТАНЕЦ



iDance: Есть ли российские танцовщицы, которые так заинтересованы вопросом, что проводят подобные исследования? Кто ответит, почему в чужой стране Америке средневосточный танец уже давно получил статус общественно признанного искусства, а в России он еле теплится? Его ведь у нас так любят!?

Об авторе: Амара выступает соло и в составе танцевальных трупп по всем США, ведет преподавательскую деятельность, имеет степень по истории музыки и обучается на магистра наук по направлению «этнология танца». Также она занимается исследованиями социальных, исторических и политических аспектов средневосточного танца.


Амара


Как называть этот танец? Наверное, самый спорный вопрос во всех сообществах средневосточного танца (1). Использование разных названий указывает на сложности, связанные с историей танца, с тем, как он менялся на протяжении времени и тем, что означал и означает для исполнителей и общества в целом. Когда я пишу о средневосточном танце, я стараюсь учесть все невероятное разнообразие культурных регионов с их расплывчатыми и нестойкими границами. В каждом регионе, стране, городе и иногда даже районе города существует собственный танцевальный стиль. Многие проблемы определения названия пересекаются с капиталистическими и постколониалистическими воззрениями на то, что считать Востоком и Западом; воззрениями, которые традиционно ставят Запад выше Востока (2). Название, которое я ищу, должно заключать в себе намек на огромное богатство танцевальных форм, обнаруженных в огромной географической области и тесно связанных между собой сложными переплетениями общей истории и общих культурных свойств. К странам, где распространен изучаемый культурный феномен, относятся Алжир, Бахрейн, Египет, Иран, Ирак, Израиль, Иордания, Кувейт, Ливан, Ливия, Марокко, Оман, Палестина, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис, ОАЭ и Йемен. Дополнительные сложности начинаются, когда мы пытаемся объединить в одно название производные от средневосточных танцы Соединенных Штатов, Германии, Англии и Австралии. На своих новых местах жительства эти танцы проходят через определенные видоизменения, например, смешение с местными стилями и такими видами, как модерн, джаз и балет.

Танцы на Среднем Востоке

На Среднем Востоке в настоящее время существует несколько жанров и стилей танца. Профессиональный женский сольный танец называется по-арабски Raks al-Sharki (Танец Востока) или Raks al-Arabi (Арабский Танец). Танцовщица может носить двучастный bedlah, платье или beledi (одночастный народный наряд) и выступать во многих местах: концертных холлах, клубах, ресторанах; на частных вечеринках, свадьбах и фестивальных праздниках mawalid.


Bedlah


Фольклорные танцы, например, Raks al-Sharki, могут исполняться профессионалами и непрофессионалами. Несмотря на большое разнообразие фольклорных танцев, ситуаций танцевания и костюмов, выделяют два вида танцев. Первый, народный танец, объединяет в себе множество стилей деревень и племен. Второй, сценический народный танец, появился на рубеже 1950-1960 гг. Первым, кто выступил с народным танцем на сцене, стал Mahmoud Reda. Это произошло в 1959 году в Египте. Farida Fahmy пишет: «Пока в 1965 году Mahmoud Reda не провел обширные исследования в области танца и не выступил с результатами работы на публике, большинство египтян и европейцев и не подозревали о существовании таких танцевальных традиций, в которых принимали участие женщины» (3). Да и мужчины тоже. Reda не старался реконструировать танцы; «его собственное видение особенностей движения египтян» (4) не обязательно соответствовало танцам, реально существующим в деревнях и племенах. Его деятельность дала толчок к формированию большого количества национальных фольклорных трупп. Большинство специалистов, в числе которых египетский хореограф, исполнитель и учитель Viviane Hamamdjian, не называют деятельность трупп сценическим народным танцем. Вместо этого они говорят просто «народный танец». Между народным и сценическим народным танцами существует множество различий, касающихся контекстов танцевания, содержания танцевания, использования пространства, количества участников, хореографии, освещения, использования костюмов и движений, не свойственных тем или иным аутентичным стилям. Сценический народный танец, соединяющий фольклор с балетом, заполнил собой пропасть между массами и элитой. Fahmy пишет: «Элита и высшие классы египетского общества обычно проявляли замешательство, когда сталкивались с аутентичными танцами в целом и беллиденсом в частности. Одной из причин замешательства было влияние, оказываемое Западом на египетскую культуру. Многие образованные египтяне и по сей день стремятся вести западный образ жизни» (5). Raks al-Sharki и сценический народный танец взаимосвязаны и перенимают свойства друг друга.

Чтобы балет прижился на Среднем Востоке, ему потребовалось больше шестидесяти лет. Хотя «Жизель», первый балет Каира, был поставлен в «The Cairo Opera House» в 1882 году (6), государство не спонсировало балетное искусство до середины двадцатого века (7). Metin And пишет: «В 1947 году турецкое правительство пригласило Нинет де Валуа из Британского Королевского Балета, чтобы та открыла школу в Государственной Консерватории Музыки и Драмы» (8). Теперь эта школа называется Государственным Балетом Анкары. «В сезон 1955-1956 гг. при помощи турецкого композитора Ferit’а Tuzun’а и хореографии де Валуа с использованием элементов турецкого народного танца был поставлен первый крупномасштабный балет («At the Fountain»)… В 1968 году компания впервые выступила с балетом («The Wheel») турецкого хореографа Sait’а Sokmen’а» (9).

Двигательные практики

Помимо танца ради танца и танца ради забавы существует целый ряд средневосточных танцевальных практик, фокусирующихся на достижении транса и экстатических состояний, например, турецкий Mevlevi/ танец дервишей, египетский Zar и марокканская Guedra (10). Многие представители Запада разделяют относительно этих практик следующую точку зрения: «Все, что нельзя классифицировать как «обычное» движение, относится к “танцеванию”» (11). Но вот суфии, например, не считают эти ритуалы танцами. Katib Celebi (1609-1657) объясняет в труде Metin’а And’а: «Улема назвал эти кружения «танцем» и запретил их… Суфии же считают, что определение «танец» неуместно… Круговое вращение – это форма движения…» (12). Не соглашаясь с названием «танец», участники добиваются признания кружений как религиозного ритуала. Эта ситуация схожа со чтением Корана и призывом к молитве. Многие музыканты-немусульмане считают и чтение Корана и призыв к молитве музыкой, но для исповедующих мусульманство это, конечно, не так. Также во многих статьях Zar и Guedra’у называют танцами. Но, может быть, нам следует согласиться с Adrienne’ой Kaeppler, которая в данном случае заменяет слово «танец» словосочетанием «двигательная практика» (13).


Кружащийся дервиш


«Беллиденс»

Большинство американцев вне и внутри сообщества средневосточного танца называют этот танец «беллиденс». Существует две версии появления этого названия в США. Первая, более аргументированная: Sol Bloom изобрел этот термин, основываясь на переводе французского выражения «danse du ventre» - танец живота. У Ibrahim Farrah другая версия. Он считает, что беллиденс – это «искаженное арабское слово beledi» (14), египетское обозначение тех, кто живет в деревнях и низших классов городского общества. Shira пишет, что созвучие beledi и belly (живот) – всего лишь совпадение, и что слово было придумано Sol’ом Bloom’ом (15).

Название «беллиденс» содержит множество неточностей, связанных с историческим развитием танца. Например, хотя танцовщицы были родом из разных стран, их танцы были объединены в одно название: danse du ventre, беллиденс. Этот термин не учитывает многочисленных стилей, жанров и названий танцев, существующих на Среднем Востоке. Термин также принижает исполнителей, фокусируясь на постыдной части тела, животе. Тело танцовщицы становится как бы разобранным, лишенным индивидуальности, почти незаконным.

При помощи переименования и усреднения стилей одним названием европейцы получили контроль над танцем. На рубеже веков danse du ventre/belly dance считался тем, что сегодня называется народным или этническим танцем. Сегодня же беллиденс в подавляющем большинстве случаев ассоциируется с кабаре, женскими клубами и ресторанными танцовщицами (Raks al-Sharki) (16). Распространенный масс-медиа, термин «танец живота» рождает образ сладострастной женщины (с большими грудями и бедрами, но с узкой талией) в сверкающем двучастном костюме, двигающейся в чувственной, если не сексуальной, манере под экзотическую музыку. Считается также, что беллиденс не имеет другой цели, кроме как цели соблазнения мужчины. Власть мифов настолько велика, что многие люди до сих пор думают, будто беллиденс – единственный танец на Среднем Востоке. Сталкиваясь с общественными стереотипами, порочащими профессиональное дело, некоторые танцовщицы отказываются использовать термин «танец живота», в то время как другие охотно им пользуются, поскольку им пользуется толпа.


Стереотипизированный образ беллиденсерши


«Восточный танец»

Более новый термин (который не в фаворе) – «восточный танец» или Danse Orientale. Этим термином пытаются обозначить сольный стиль кабаре и фольклорные стили. Термин распространился благодаря Farrah, которая в танцевальном журнале «Arabesque» неоднократно призывала танцовщиц отказаться от термина «танец живота». В выпуске за 1977 год Farrah написала, что, с момента открытия журнала в 1975 году частота использования термина «танец живота» в рекламных объявлениях упала с 70% до 30% (17). У названия «восточный танец» из-за его многозначности существует множество проблем. Во-первых, согласно Morroe Berger, этот термин не что иное как «ярлык, придуманный для того, чтобы ради большей скромности изменить упор с анатомии на географию» (18). Во-вторых, Восток может быть как Средним, так Ближним и Дальним Востоком. В-третьих, термин не учитывает силу западного наименования чего-либо восточного и демонстрирует «надменное повелительное отношение европейского колониализма XIX–н.XX веков» (19). Однако название «восточный танец» явно указывает на появившуюся к тому моменту среди танцовщиц тенденцию к обсуждению терминологии. Американские стили средневосточного танца уже укоренились, и полемика свидетельствовала о необходимости дальнейшего развития искусства через самоопределение.

«Средневосточный танец»

Я буду использовать название «средневосточный танец» («ближневосточный» также уместен, но не так широко используется), чтобы обозначить танцы и двигательные практики Среднего Востока и со Среднего Востока. Как и предыдущие термины, этот тоже противоречив. Во-первых, название снова американское, а не восточное. Во-вторых, термин может исключать танцы из других географических областей. В-третьих, когда говоришь Средний, возникает вопрос: а середина чего? Термин центрирует мир относительно Запада, и Средний Восток в таком случае располагается между Европой (Западом) и Дальним Востоком. Я не спорю, что американцы берут, присваивают, ассимилируют, узурпируют и используют танцы и идеи в личных целях. Но вместе с тем в американском сообществе средневосточного танца существуют люди, которые идут дальше этого. Они желают определить собственный способ работы со средневосточным танцем, и это желание расходится с колониальным варварством мужчин. Хотя Patricia Hill Collins пишет, что силу и могущество благодаря переопределению себя обретают только черные феминистки, это утверждение относится к любым группам людей, в том числе и к танцовщицам средневосточного танца (20).

Названия и стили американских танцев

Для обозначения танцевальных стилей, обнаруживаемых в США, я использую термин «американский средневосточный танец». Этот термин учитывает стили танца, контексты танца и ожидания от танца, отличающиеся от оных на Среднем Востоке или совпадающие с ними только частично. Из-за того, что танец был вырван из культурного контекста и оказался под воздействием новых условий и отношений между Востоком и Западом, он сформировал собственные индивидуальные черты. (Это явно прослеживается не только в сравнении стилей, но и при оценке воздействия американских стилей на средневосточные). За последние сто двадцать лет танцоры американского средневосточного танца создали собственную культуру на базе ориентализма, феминизма, этнической уникальности, новаторства и сохранения традиций. Сообщество сформулировало собственные правила исполнения танцев. Дистанцированное и вместе с тем крепко привязанное к стереотипированным образам беллиденсерши в мейнстриме, сообщество разработало собственные стереотипы, которые постепенно внедряются в сознание широкой публики. Традиция исполнения танца женщинами для женщин передается через обучение, устные, письменные каналы коммуникации и выступления.


Дружный американский коллектив Philadelphia Tribal Bellydance


В США существует множество стилей средневосточного танца: народный танец, сценический народный танец, женский сольный стиль (кабаре/ Raks al-Sharki) и многочисленные синтезированные стили. Из-за того, что американский средневосточный танец – трансплантированный вид танца, большинство американских танцовщиц кабаре смешивают средневосточное движение с джазом, балетом и модерном. Michelle Forner разделяет американский средневосточный танец на четыре категории: театральный, этнический, фэнтези, духовный; и две социально-экономические группы: любительский и профессиональный. Профессионалом считается человек, который способен зарабатывать на жизнь танцеванием и преподавательской деятельностью, человек креативный и обладающий знаниями о танцевальной культуре. Любителем считается человек, «принимающий участие», «обладающий определенным уровнем приверженности и активно использующий базовые навыки и знания в данной области» (21). Как и в танцевальных стилях, граница между профессионалами и любителями расплывчата. Некоторые исполнители по культурным или экономическим причинам называют себя любителями или полупрофессионалами, даже обладая профессиональными знаниями и талантом.

Хотя у большинства профессиональных танцовщиц есть собственные уникальные стили, американское сообщество средневосточного танца создает и общие жанры. Кроме сольного женского стиля кабаре существует еще эклектичный стиль американ трайбл. Появившийся в шестидесятые-семидесятые годы благодаря труппе «Bal Anat» под руководством Jamila’ы Salimpour, за последние пятнадцать лет этот стиль обрел второе рождение благодаря коллективу «Fat Chance Belly Dance» и с этих пор стал общепризнанным национальным феноменом. Сочетанием множества стилей и творческих элементов из разных танцев американ трайбл напоминает кабаре. Отличается же он музыкой и костюмами, основанными на исторических реконструкциях. В костюмах американ трайбл почти нет блестящих материалов, присущих костюмам кабаре. «Fat Chance Belly Dance» стандартизировал костюм использованием монет и поясов с кисточками, индийских чоли, жилетов, свободных юбок, массивных североафриканских и афганских украшений, тюрбанов и североафриканских татуировок на лицах. Привлекательность стиля американ трайбл частично заключается в том, что он создает объединения женщин не только по принципу общих профессиональных выступлений. Скорее даже, он объединяет женщин по принципу разделения опыта. Для некоторых трайбл в первую очередь представляет собой духовный танец. Он позволяет лучше узнать себя, природу, и заглянуть в матриархальное прошлое, чтобы найти надежду на не-патриархальное будущее.


Участники Bal Anat


Сноски:

1. Farrah 1977b; Forner 1993; Stone 1991; Carlton 1994; Buck 1991.
2. Nieuwkerk 1995, 47.
3. Fahmy, 8.
4. Fahmy, 24.
5. Fahmy, 12.
6. Saleh 1998, 496.
7. See Saleh 1979b.
8. And 1976, 115.
9. And 1998, 212.
10. Zar был объявлен вне закона в Египте в 1983, в Судане в 1992. Секта Mevlevi была запрещена 2 сентября 1925 года.
11. Williams, 7.
12. And 1976, 34.
13. Kaeppler, 88-90.
14. Farrah 1977b, 3.
15. Shira, без обозначения даты.
16. Многие жители Среднего Востока считают «кабаре» словечком из лексикона низших слоев общества.
17. Farrah 1977b, 3.
18. Berger 1966, 43.
19. Said 1978, 2.
20. Collins, 34.
21. Forner 1993, 48. Цитата из: Stebbins, Robert. (1979). Amateurs: On the margin between work and leisure. Beverly Hills: Sage Publications.

Источники:

And, Metin. (1976). A pictorial history of Turkish dancing: From folk dancing to whirling dervishes, belly dancing to ballet. Ankara: Dost Yayinlari.
And, Metin. (1998). Turkey. In Selma Jeanne Cohen (Ed) International encyclopedia of dance: A project of Dance Perspectives Foundation, Inc., vol. 6 (стр. 208-213). New York: Oxford University Press.
Berger, Morroe. (1966). The belly dance. Horizon, 8(2): 42-49.
Buck, Elizabeth Ann. (1991). Rakkasah: An American Middle Eastern dance festival. Recreating and re-creating self through the other. Master thesis, University of California, Los Angeles.
Carlton, Donna. (1994). Looking for Little Egypt. Bloomington: IDD Books.
Collins, Patricia Hill. (1991). Black feminist thought: Knowledge, consciousness, and the politics of empowerment. New York: Routledge.
Fahmy, Farida (Melda). (1987). The creative development of Mahmoud Reda. A contemporary Egyptian choreographer. Master thesis, University of California, Los Angeles.
Farrah, Ibrahim. (1977b). Editorial: Belly dance vs. Oriental dance. Arabesque, 2(5): 3, 6.
Forner, Michelle L. (1993). The transmission of oriental dance in the United States. From raqs sharki to «belly dance». Master thesis, University of California, Los Angeles.
Kaeppler, Adrienne. Structure movement systems in Tonga. In P. Spencer (Ed.), Society and the Dance (pp. 92-118). Cambridge University Press: U.K.
Nieuwkerk, Karin van. (1995). «A trade like any other». Female singers and dancers in Egypt. Austin: University of Texas.
Said, Edward W. (1978). Orientalism. New York: Pantheon Books.
Saleh, Magda Ahmed Abdel Ghaffar. (1979b). Dance in Egypt - A quest for identity. In Patricia A. Rowe and Ernestine Stoldelle (Eds.) Dance Research Collage. A variety of subjects embracing the abstract and the practical (стр. 214-218). New York: CORD.
Saleh, Magda Ahmed Abdel Ghaffar. (1998). Egypt. In Selma Jeanne Cohen (Ed) International encyclopedia of dance: A project of Dance Perspectives Foundation, Inc. vol. 2 (стр. 481-499). New York: Oxford University Press.
Shira. (без указания даты). Fact or fantasy? Retrieved September 12, 1999 from the World Wide Web: www.shira.net/debunking.html ,
Williams, Drid. (1991). Ten lectures on the theories of the dance. Metuchen, N.J.; London: The Scarecrow Press, Inc.

Источник: www.amaradances.com , автор: Laura Osweiler (Amara)
Перевод: iDance
Фото: www.amaradances.com , www.djamila.de , www.bellydanceuk.co.uk , fgruyer.club.fr, www.sufism.org , ceejayink.fcpages.com, www.dreiburgen.org , www.philadelphiatribalbellydance.com , www.balanat.com

Комментарии к статье (0)


Рейтинг: 2.7/5 (проголосовало 106)

Без разрешения администрации копирование переводных статей и собственных статей авторов iDance запрещено


Eric Negron: «Вы должны тренироваться до изнеможения – другого пути к вершине не существует»
Просмотров: 21732
Дата: 17.05.12

M357 Battlezone 2012: Immortal, SDK preselection Russia
Просмотров: 21717
Дата: 23.04.12

UK: «Я просто выбрал свой собственный путь и много, много, много тренировался каждый день, чтобы получить то, чего хочу – именно поэтому я здесь сейчас»
Просмотров: 22954
Дата: 23.04.12

DASS 2012: Зимняя школа Академии Танца
Просмотров: 20716
Дата: 18.04.12

Funkin Stylez Russia
Просмотров: 21161
Дата: 14.11.11

Лучшие статьи
Светлана Абрамцова: "У меня есть дар. Я способна раскрыть человека"
Просмотров: 74734
Дата: 11.04.06

Свободный стиль
Просмотров: 53574
Дата: 04.03.06

Танцы VS фитнесс
Просмотров: 58117
Дата: 26.10.04

Street Dance Сamp Europe 2008
Просмотров: 44947
Дата: 22.07.08

Lets krump!
Просмотров: 66293
Дата: 21.02.06

Rambler's Top100 Model-357.ru





Реклама на сайте © Copyright 2004-2010 iDance.ru |