iDance.ru
ПОИСК НАЙТИ
iDance.ru - настоящее интернет-издание о современных танцах
ГлавнаяВсе статьиФорумЧатСсылкиКонтактыКарта сайта Новые статьи
Афиша
Школы танцев
Онлайн консультация
Онлайн школа
Танцевальные стили
Музыкальные стили
Интервью
Фото
Стафф
Пригласить друга
E-mail друга
Проекты iDance

Стань звездой iDance!

Пишущие школы танца

Конкурсы школ танца




03.11.04

Статьи / Танцевальные стили / Общие / Танцевальное мастерство

Комментарии к статье (0)

РАЗМЫШЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФА



iDance: Хотя здесь и встречаются несколько упоминаний танца бхаратнатьям, Марк Тейлор писал эту статью не только для индийского читателя. Она - не только и не столько об Индии, сколько обо всей современной танцевальной культуре.


«Dance Alloy»


Исполнитель современного танца, хореограф и педагог Марк Тейлор удостоен множества премий и стипендий, в том числе «Choreography Fellowships» от National Endowment for the Arts, New York Foundation for the Arts, the Pennsylvania Council on the Arts и «Creative Achievement Award» от Pittsburgh Cultural Trust. В качестве приглашаемого мастера он преподает во многих колледжах и университетах. В качестве художественного директора «Dance Alloy» в Питсбурге в сотрудничестве с ведущей индийской танцовщицей и хореографом Анитой Рэтнам он работал над созданием «Dust», тридцатиминутной постановки с музыкой, специально для проекта написанной Alice Shields. Марк Тейлор делится со мной мыслями о мире танца и танцорах. (Sam Kumar, писатель и фотограф)

Хотя его коллектив исполняет в основном современные танцы, Марк Тейлор говорит, что все классические танцевальные формы – балета или бхаратнатьям – сегодня очень значимы, поскольку напоминают нам о том, откуда все есть пошло. Это – устье наших сегодняшних художественных потоков. В то же самое время Тейлор считает, что классический танец не должен подаваться как какой-то музейный раритет. Танец – это движение, он рассказывает о жизни; в действительности, движение и есть определение жизни. А некоторые балетные компании бесконечно повторяют одни и те же постановки: в них нет никаких новшеств, и они не нужны нашим жизням. Тейлор печально добавляет, что с отдельными выступлениями бхаратнатьям такая же проблема. «Для классической традиции очень важно наличие импульсов и художественных нововведений. В истинно классической форме танца всегда остается место для импровизации в духе модерн».



Говоря о современном положении дел на американской танцевальной сцене, Тейлор признается, что оно его ужасает. Он говорит, что концертный танец сейчас находится в ситуации борьбы за выживание, потому что люди настолько припаяны к телевидению, кино или интернету, что ему очень сложно привлечь внимание публики. По его мнению, танец благоденствует в коммерческих формах. Тейлор говорит, что в индийских кинолентах танца очень много. «Да, здесь люди любят танцевальное кино, его очень часто показывают по ТВ. Но одновременно с этим теряет силу концертный танец. И эта проблема существует не только в Индии – она сейчас превратилась в общемировой феномен» - довольно уныло добавляет он.

Другая проблема – это решительное ухудшение финансовой подкормки. «Танцоры не могут жить за счет своих выступлений. Они не могут есть и платить за жилье. И в их профессиональном деле у них множество проблем». Тейлор считает, что возвращать классический танец к жизни – обязанность каждого. И единственный путь исполнить эту обязанность – увеличить финансирование танца.



Тейлор заявляет, что искусство должно расцениваться как ценный национальный ресурс, как нефть, полезные ископаемые и тому подобное. Прекрасная точка зрения. Творческие люди как прибавка к культурной ценности страны. Изучение искусства учит людей жить в мире друг с другом. Искусство учит, как конструктивно решать проблемы. Научно доказано, что если у детей в учебном расписании есть занятия по искусству, то процесс их обучения и социализации проходит гораздо легче. Тейлор добавляет, что искусство создает возможность самовыражения, которая придает жизни ценность. И очень плохо, что общества по всему миру воспринимают искусство как некое элитарное излишество. Здесь в каком-то смысле Тейлор обвиняет танцоров в скрытности и обособленчестве.

Тейлор говорит, что алхимия танцевального выступления находится где-то посредине между танцором и зрителем. Активное участие зрителя жизненно важно для успеха шоу. Для иллюстрации своей мысли Тейлор использует слово «прана» и поясняет: «Зрители вдыхают танцора, точно так же танцор вдыхает зрителей».



Тейлор хочет, чтобы индийские танцоры нашли способ сделать богатства индийской культуры более доступными «непосвященным». Индийские классические выступления всецело основаны на мифологиях, которые неиндийцам понять сложно. Но Тэйлор видел несколько выступлений, базирующихся на современной поэзии, и они ему как представителю Запада показались весьма хорошими. Он будет поддерживать индийских танцоров в их работе с современными мотивами и темами. «Танцор должен иметь желание выйти за зону того, чему его научил гуру. В мышлении заложен огромный творческий потенциал, который можно реализовать при помощи танца» - говорит он.



С характерным тонким чувством юмора Тэйлор рассказывает об одном любопытном феномене. В Нью-Йорке, где он жил много лет, всякий раз на премьеры его работ приходили все кому не лень. Ньюйоркцы всегда интересуются новинками. Но когда Тейлор переехал в Питсубрг, довольно традиционный город, само слово «премьера» заставляло людей сторониться его шоу. Они хотели смотреть только на привычное, на то, что согласовывалось с их чувством самосознания. Тейлор недоволен повсеместностью такого поведения.

Тейлор решительно подчеркивает, что искусства должны быть чем-то большим, нежели просто культурным опытом конформизма. «Артисты и зрители должны задавать вопросы о своей жизни, оглядываясь на то, что есть значимого в культуре, учитывая свободные мнения, взгляды и т.п. Они должны искать способы, как при помощи творческой силы и духовности вылезти за пределы того пространства, в котором мы сейчас общественно и культурно застряли».

Путешествуя по всему миру, Тейлор приходит к выводу, что танец – это праздник жизни независимо от места танцевания. «Социальные танцы в Латинской Америке – это пылкое, сексуальное, живое и яркое празднование любовных отношений. Индийские религиозные танцы – это празднование духовности жизни. Хула на Гавайях – это празднование земли и связей человека со средой. А крестьяне Африки, собираясь вместе и танцуя, празднуют урожай или рождение ребенка».

Но по-настоящему глаза Тейлора открылись, когда во время недавнего путешествия в Ченнаи он увидел, как по оживленной улице шла длинная процессия во главе с танцующей группой людей. Тейлор подумал, что это просто какой-то праздник. Но вскоре к изумлению узнал, что это не праздник – это похороны. «Для меня как западного человека это было непостижимо. А как танцор я понял, что это совершенно изумительный обычай. Танцуя, люди выражали свою скорбь. Прекрасная традиция» - оживленно замечает Тейлор.

По мнению Тейлора, танец находится в человеческой психике на гораздо более глубоком уровне, чем принято считать. «Когда просыпаешься утром, открываешь глаза и делаешь глубокий вдох – это уже движения. Танец только привносит осознание этого. Танец – это йога, танец – это занятия спортом». Тейлор замечает, что издавна по некоторым причинам музыка была поставлена впереди танца. Традиционно в западной культуре тело считается нечистым из-за свойственной ему сексуальности. Вот почему столетиями танец был там за семью печатями. А музыка, которая якобы заслуживала большего доверия, поощрялась и распространялась. Но все же во многих культурах танец считается высшим по отношению к музыке.

Каковы для Тейлора-танцора и Тейлора-хореографа сильные и слабые стороны танца? Он отвечает просто, но затрагивает самую суть: «Слабость в том, что танец не дает слов, а людям удобнее с буквами и словами. Также танец не может передать всю сложность тех или иных связей. Знаменитый хореограф George Valentine сказал однажды, что в танце нет тещи (LOL). Но, с другой стороны, людей привлекает очевидность и простота. Люди понимают танец внутренностями, своими телами, а не умом. Не надо анализировать танец – надо просто чувствовать. В этом сила танца, в этом его величайший потенциал».



Тейлор признает, что некоторым людям сложно понять современный танец. Его совет неожиданно прост – «Расслабьтесь, положитесь на самого себя – и вы будете наблюдать и наслаждаться простотой. Не бойтесь неизвестного, и все у вас получится».

Сам Тейлор всячески старается ликвидировать общественную безграмотность в области современного танца. Очень часто его компания выступает с шоу в общественных местах, в парках и на улицах. Иногда специально создаются очень простые работы. Тейлор и компания организуют встречи с детьми в школах (дети – будущее поколение зрителей) и время от времени приглашают публику посмотреть на процесс создания постановки (для лучшего понимания).

Говоря о своей хореографии, Тейлор замечает, что, когда он начинает сочинять новый танец, у него нет совершенно никакого представления о том, как все будет выглядеть в финале. Обычно он начинает с идеи и формулирования цели. Он думает о себе как о решателе задач. Создает проблему и пытается с ней разобраться. В «Dust» его проблема заключалась в том, как уместить в одной постановке элементы и бхаратнатьям и современного западного танца. «Танцоры и музыканты – мои помощники. Вместе мы создаем конечный продукт. Мы экспериментируем, играемся, общаемся, мыслим и выступаем. Все получается методом проб и ошибок». Тейлор добавляет, что в большинстве случаев примерно на полпути к финалу танец начинает жить собственной жизнью и уже сам говорит автору, что надо делать.

Тэйлор приходит к выводу, что некоторые хореографы выбирают мощнейшую музыку, но в создаваемом ими танце она меркнет. Это образует дисбаланс в постановке. Тэйлор старается максимально тесно сотрудничать с музыкантами, которые работают над теми же проблемами, что и он. В «Dust» музыка и танец создавались вместе, а не раздельно. Тэйлор добавляет, что танец не должен подчиняться музыке и наоборот. «Можно танцевать без музыки. Когда танцор глубоко увлечен своим делом, зритель забывает о звуках. И даже если наступает полная тишина, этого могут не заметить».

Тэйлор заявляет, что находится в состоянии профессионального переходного периода. Он хотел бы уделять больше внимания учительствованию. Недавно вместе с индийскими танцорами он организовал мастер-класс по современному танцу и это ему очень понравилось. Он бы не отказался повторить.



Источник: www.narthaki.com, автор: Sam Kumar

Перевод: iDance

Фото:
www.swarthmore.edu, www.chem.tamu.edu, www.courses.nus.edu.sg, www.uwsp.edu, www.traveloutward.com, www.nmhschool.org, www.irvineworldnews.com, www.dukemagazine.duke.edu, www.calarts.edu

Комментарии к статье (0)


Рейтинг: 2.2/5 (проголосовало 123)

Без разрешения администрации копирование переводных статей и собственных статей авторов iDance запрещено


Eric Negron: «Вы должны тренироваться до изнеможения – другого пути к вершине не существует»
Просмотров: 32050
Дата: 17.05.12

M357 Battlezone 2012: Immortal, SDK preselection Russia
Просмотров: 30971
Дата: 23.04.12

UK: «Я просто выбрал свой собственный путь и много, много, много тренировался каждый день, чтобы получить то, чего хочу – именно поэтому я здесь сейчас»
Просмотров: 31133
Дата: 23.04.12

DASS 2012: Зимняя школа Академии Танца
Просмотров: 28980
Дата: 18.04.12

Funkin Stylez Russia
Просмотров: 28631
Дата: 14.11.11

Лучшие статьи
Светлана Абрамцова: "У меня есть дар. Я способна раскрыть человека"
Просмотров: 82290
Дата: 11.04.06

Фоксы: «В подъездах ночевали, не ели, не пили, не спали»
Просмотров: 55859
Дата: 13.03.06

Танцы VS фитнесс
Просмотров: 68310
Дата: 26.10.04

Lets krump!
Просмотров: 75587
Дата: 21.02.06

Свободный стиль
Просмотров: 61112
Дата: 04.03.06

Rambler's Top100 Model-357.ru





Реклама на сайте © Copyright 2004-2010 iDance.ru |