iDance.ru
ПОИСК НАЙТИ
iDance.ru - настоящее интернет-издание о современных танцах
ГлавнаяВсе статьиФорумЧатСсылкиКонтактыКарта сайта Новые статьи
Афиша
Школы танцев
Онлайн консультация
Онлайн школа
Танцевальные стили
Музыкальные стили
Интервью
Фото
Стафф
Пригласить друга
E-mail друга
Проекты iDance

Стань звездой iDance!

Пишущие школы танца

Конкурсы школ танца




21.10.04

Статьи / Танцевальные стили / Другие стили

Комментарии к статье (2)

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ИНДИИ



Об авторе: Parimal Phadke - танцор бхаратнатьям из Бомбея (Мумбая), магистр танца Университета города Пьюн, хореограф театральных постановок и режиссер танцевальных кинолент. Его сайт - http://parimal.xp.com

Индия – это страна многообразных культур, традиций и языков. Хотя шесть основных классических танцевальных стилей развивались в Индии на протяжении последних двух тысяч лет, основные детали развития отражены в трактате второго века до нашей эры. Бхарата Натьяшастра, написанный в период 200 до н.э. до 200 н.э. – важнейший источник свойств и характеристик индийского драматического искусства («натья» - это драма или театр, «шастра» – общий термин, обозначающий любой официальный текст).

Как получилось, что трактат о драме включил в себя важную информацию о танце и музыке? Очень просто: древний индийский театр представлял собой смешение всех исполнительных искусств. Поэтому актеры или актрисы всегда были знатоками танца и музыки. В трактате описаны два вида танца: нритта (Nritta), чистый танец (pure dance), и нритья (Nritya) – интерпретационный танец.

Нритта, или чистый танец, представляет собой выразительную форму ритмического движения, создаваемую главным образом при помощи кистей и ступней; тело исполнителя часто находится в специфических положениях. Движения не передают конкретный смысл или эмоцию; они не выражают конкретной мысли и не имеют конкретной темы. Их цель – в создании коллажа ритмических линий, форм и порядков ради особого искусства красоты абстрактности. Привлекательность этого танца заключается в способе его исполнения: совершенной работе ног, удивительным образом сочетающейся с движениями рук и тела.


Нритта


Нритта способствует развитию выносливости чувства ритма танцора. Индийские музыка и танец основаны на идее тала (цикличного ритма, который отличает количество ударов). Проще всего это объяснить на примере времени. Время делится на единицы (минуты) и под-единицы (секунды). Так же и тала. Существуют различные виды тала, различающиеся между собой общим числом единиц.

Ритмические паттерны работы кистей и ступней тесно взаимодействуют с нотами музыкальных инструментов. Когда танцор исполняет движения, он должен соблюдать точное равновесие между двумя элементами, энергичным и спокойным. Приведем пример. В большинстве классических стилей индийского танца используется топанье ногой. Серия этих топаний должна состоять как из жестких, так и из мягких и осторожных. Диспропорция приведет к тому, что движения будут выглядеть чрезмерно грубыми или безжизненными.


Нритья


Второй вид танца – это нритья, интерпретационный танец. Он использует жестикуляцию и мимические выражения для передачи какого-либо поэтического или чувственного смысла, при этом танцор то совершает ритмическую походку, то принимает определенную позу. В этом танце важную роль играет развитый язык телодвижений. Он похож на язык людей с нарушениями слуха, но, разумеется, гораздо более художественен. Актеры древнеиндийского театра должны были быть хорошо обучены танцевальному искусству, поэтому вполне естественно, что они в мастерстве владели языком тела.

Один из важнейших документов, содержащих информацию об индийском танце, называется «Абхиная Дарпана». Это «зеркало актерской выразительности» создано в 12 веке. В нем отражены жесты, совершаемые одной и двумя руками для изображения объектов, выражения действий, эмоций; кроме того, приведено множество описаний положений тела стоя и сидя, прыжков, скачков и походок. Интерпретационные качества танца нритья играют важную роль в импровизированных выступлениях. Если танцор танцует под песню о любви, он должен методом импровизации при помощи тела объяснить буквальный смысл лирики – такой танец представляет собой настоящее испытание воображения и находчивости: передать зрителям тончайшие оттенки чувства, содержащиеся в тексте, зачастую бывает очень сложно.

Почти все классические танцы Индии развивались как храмовое искусство. Танец был одним из этапов культа, на котором танцор в одиночку выступал перед идолом Бога. Отсюда и происходит индивидуальный характер индийского классического танца. Хотя балеты и групповые танцы недавно вошли в моду, классика индийского танцевального искусства по-прежнему остается сольной.

Танцевальное выступление обладает специфической традиционной структурой, которая передается из поколения в поколение. Ядро структуры - чистый и интерпретационный танцы. Объединяясь, эти два вида образуют отдельные номера, которые в свою очередь формируют само выступление.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖЕСТИКУЛЯЦИИ В ИНДИЙСКОМ КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ



Все мы знаем, что жесты рук играют важную роль в нашей повседневной жизни. В разных областях они имеют разное назначение. Например, не так давно ими охотно пользовались на фондовых биржах. И даже гаишник, следящий за движением, или спортивный судья используют жесты, чтобы передать определенное значение, образ действия или выразить цель.

Когда речь идет об индийском танце, не стоит забывать, что в нем жесты – первооснова, служащая двум целям. Во-первых, жесты передают значение слова, во-вторых, исполняют роль частного в составе целого (тела) и передают эмоцию или чувство.

В древних трактатах о танце часто об этом писали. В тринадцатом веке теоретик Шарнгадева (Sarngadeva) создал большую работу «Сангитаратнакару» и объяснил в ней важность жестикуляции. Основываясь на материалах этого трактата, выделим три области жестикуляции рук – пальцы, запястья и руки. Эти три «инструмента» делают жестикуляцию рук возможной. По-моему, пальцы играют роль глаз, ладонь заменяет лицо, запястье – шею, а вся рука – это тело.

Пальцы

Проанализировав движения пальцев, я пришел к выводу, что у них существует два источника – основание пальца и его середина.

Корень пальца

В этой категории палец сам по себе прямой; различные позиции достигаются благодаря передвижению основания пальца. Чтобы это объяснить, приведу пример с часами. Если стрелка часов – это палец, у пальца существует семь позиций. Первая – палец указывает на 12 часов, затем на час, два, три, затем, изгибаясь, достигает четырех и пяти часов, после чего на отметке шесть соприкасается с ладонью.

Середина

Точно так же в шести позициях может находиться и верхняя половина пальца. В шестой палец складывается вдвое.

Если мы попробуем объединить позиции основания пальца и его середины, получится определенное количество жестов. Вот – два основных жеста, использующихся в классическом танце юга Индии бхаратнатьям.

Первый называется bhramara (пчела). Наиболее часто жестом обозначают пчелу. Он образуется благодаря сочетанию движений корня пальца и его середины. Используется правая рука:

Мизинец на 12 часов.
Безымянный на 10 часов.
Средний на 9 часов.
Указательный сгибается посредине на 6 часов.

Второй жест называется mayura (павлин).

Мизинец, средний и указательный пальцы в одном направлении на 12 часов.
Безымянный палец сгибается в направлении к большому.

Запястье

Но жестикуляция рук – это не одни только движения пальцами. Положения пальцев трансформируются в жест двумя другими частями руки. Первая – это запястье. Трактат выделяет пять типов движений запястья:

Выгибание наружу (ладонь открыта) – как замечает автор, это движение обозначает акт дарения или предоставления крова.

Сгибание вовнутрь (ладонь закрыта) – жест отталкивания.

Вовнутрь и наружу – просьба.

Вращательное движение - обозначает размахивание мечами и ножами.

Прямая позиция – удерживание книги или принятие дара.

Рука



И, наконец, рассмотрим движения руки. Автор трактата обозначает следующие позиции:

Над головой – для указания на высокие объекты.
Вниз – руки указывают вниз.
Вбок – руки указывают в стороны.
Раскрывание – рука совершает круговое движение от груди
Вытягивание – рука вытянута вперед
Взад и вперед – рука совершает движение от груди и обратно
Круговое – рука движется во всех направлениях. Обозначает работу с мечом.
Крест – руки перекрещены и соприкасаются запястьями. Обозначает объятие.
С запястьем – под этим автор подразумевает то, что мы сначала должны исполнить движение запястьем, а потом переходить к движениям рукой.
Берущая рука – рука тянется к спине. Обозначает, например, извлечение стрелы из колчана.
Согнутый локоть – До сих пор мы описывали движения, в которых не использовались локти. Автор точно определяет сгибание локтя в этом конкретном движении. Он говорит, что обязательное условие движения согнутым локтем – острый угол сгибания. Движение используется для обозначения владения мечом, удара, принятия пищи или питья.
Слегка согнутая – рука слегка согнута, как будто несет венок.
Качание – в пояснениях не нуждается.

Состояние покоя

Автор «Сангитаратнакары» также дает описания четырнадцати положений неподвижных рук, лежащих на какой-то части тела или находящихся рядом с ней (По обе стороны, спереди, сверху, снизу, на голове, на лбу, на ушах, на плечах, на груди, в области пупка, по бокам и на бедрах).

Итоги

Мы рассмотрели три «инструмента», использующихся в создании жестикуляции рук. Пальцы, запястья и рука от запястья до предплечья. Вроде бы этого достаточно. Но автор трактата четырнадцатого века идет дальше и описывает положения ладоней.

Шарнгадева приводит пятнадцать позиций, мы упомянем пять наиболее «заметных». Ладони, направленные вверх, вниз, в стороны, вперед и на себя.

В трактате Шарнгадевы большее место занимают описания позиций пальцев, но есть и описания позиций кистей (контакт, разъединение, выбрасывание, защита, освобождение, принятие, сдерживание, битье, взвешивание, ломание, угроза и т.д.).

Интересно, что Шарнгадева, определяя символическую область движений, упоминает и такие обыденные процессы, как поедание пищи, питье, принятие подарка и держание книги. Мне кажется, он старался дать нам понять, что танец обнаруживается и в повседневном быту. Так пусть танцоры делают движения осознанно и, если не на бумаге, то хотя бы в уме хранят о них память, чтобы обогащать хореографию своего танца новыми приемами.



Источник: www.danceart.com

Перевод: iDance

Фото: www.danceart.com, www.fp.enter.net, www.swarsudha.com, www.dukemagazine.duke.edu, www.houstonculture.org, www.indtravel.com

Комментарии к статье (2)


Рейтинг: 2.6/5 (проголосовало 94)

Без разрешения администрации копирование переводных статей и собственных статей авторов iDance запрещено


Eric Negron: «Вы должны тренироваться до изнеможения – другого пути к вершине не существует»
Просмотров: 22067
Дата: 17.05.12

M357 Battlezone 2012: Immortal, SDK preselection Russia
Просмотров: 22050
Дата: 23.04.12

UK: «Я просто выбрал свой собственный путь и много, много, много тренировался каждый день, чтобы получить то, чего хочу – именно поэтому я здесь сейчас»
Просмотров: 23317
Дата: 23.04.12

DASS 2012: Зимняя школа Академии Танца
Просмотров: 21059
Дата: 18.04.12

Funkin Stylez Russia
Просмотров: 21471
Дата: 14.11.11

Лучшие статьи
Светлана Абрамцова: "У меня есть дар. Я способна раскрыть человека"
Просмотров: 75031
Дата: 11.04.06

Lets krump!
Просмотров: 66606
Дата: 21.02.06

Фоксы: «В подъездах ночевали, не ели, не пили, не спали»
Просмотров: 49795
Дата: 13.03.06

Juste Debout 2006: Дебют Петра Никитина
Просмотров: 49804
Дата: 04.05.06

Свободный стиль
Просмотров: 53878
Дата: 04.03.06

Rambler's Top100 Model-357.ru





Реклама на сайте © Copyright 2004-2010 iDance.ru |